ŽEN d’АРТ
2010-09-01
Гендерная история искусства на постсоветском пространстве: 1989–2009
Одним из захватывающих сюжетов постсоветской России стал гендерный дискурс. Слова «гендер» и «феминизм» появляются в нашем лексиконе одновременно со словами «перестройка», «демократия», «плюрализм». На руинах советского строя возникают практики искусства, определившие эти новые качества общественного пространства. Наравне с получившим широкое признание и уже вписанным в историю радикальным акционизмом, это и гендерное искусство, впервые представленное на этой выставке как художественное явление. Утверждение женского взгляда и проблемы взаимодействия полов в отечественном актуальном искусстве сопряжены со спецификой постсоветского контекста. Советская политика, уравнивая в правах мужчин и женщин, привела к андрогинному нивелированию половых различий в обществе. Это, однако, не противоречило презентации в идеологическом пространстве женственности, понимаемой через материнскую функцию. Эта специфика национального контекста определила особенности языка, стратегий и актуальной проблематики российского гендерного искусства девяностых годов. Олеся Туркина и Виктор Мазин так определяют его авангардную роль этого периода в психоаналитической терминологии: «Во-первых, именно женская позиция — переходная в смысле сопротивления классификации, бюрократической стабилизации господского означающего фаллоса. Во-вторых, женская позиция как истеричная — это позиция вопрошания, позиция, задающаяся не только вопросом о себе, о своем поле, но и обращающаяся к господскому дискурсу: чего Ты от меня хочешь? Именно вопрос о желании Другого буквально оборачивается вопросом: кто мы такие».