ОСНОВНОЙ ПРОЕКТ 5 БИЕННАЛЕ. БОЛЬШЕ СВЕТА. 2013-09-23.

ОСНОВНОЙ ПРОЕКТ 5 БИЕННАЛЕ. БОЛЬШЕ СВЕТА

2013-09-23

Грандиозный двухчастный эксперимент в Большом Манеже.

Впервые основной проект Московской биеннале представлен не на экспериментальной площадке, а в крупнейшем выставочном зале Москвы — основном зале Большого Манежа, где в прямом смысле больше света, чем где бы то ни было, а также в его цокольном этаже. Именно простор московской площадки вдохновил назначенную куратором проекта бельгийку Катрин де Зегер (арт-критика, писателя и директора Музея изобразительных искусств в Генте) на утверждение столь широкой темы. Чтобы рассматривать современное искусство именно как современное, то есть привязанное к своему времени и к определенному месту, Катрин использует понятие «хронотопа», введенное Михаилом Бахтиным и означающее пространственно-временной контекст того или иного события или явления. Обращаясь к этому понятию, Катрин делает поправку на глобализацию: категории пространства и времени в условиях сегодняшнего «неолиберального капитализма» становятся, по ее мнению, взаимозаменяемыми, так что вместо «хронотопа» следует говорить скорее уже о «глобальной хронотопии». Пытаясь приостановить стремительное вращение этого глобального времени-пространства (фактически  прокрутить фарш обратно!), Катрин готовит масштабный проект, который объединит художников из России, Великобритании, Японии, США, Австралии, Индонезии, Пакистана, Кении, Камбоджи и других стран. Просторная площадка вместит более 80 маленьких, но цельных, самодостаточных и, главное, неповторимых этнических и культурных хронотопов — это и фильм британки Алии Сайед «Письма из паноптикума», и масштабная композиция из традиционного резного кружева японки Майи Оноды, и почти фольклорные тряпичные куколки ижевской арт-группы «Город Устинов», и многое другое. Зритель убедится, что такое внимание к домашнему, сугубо личному не исключает интереса к общемировым проблемам и не мешает художникам смотреть на них трезво и неординарно: о войне размышляет россиянин Аслан Гайсумов, о миграции — Джумаади из Индонезии, об экологической ситуации на планете — Рена Эффенди из Азербайджана.

Катрин де Зегер, первая женщина — куратор Московской биеннале (организаторы так и говорят, что хотели девочку), своего рода энигма. Cклоняется к феминизму, но не до радикальности; занималась современным рисунком, но делать биеннале только из рисунков точно не намерена. И мегазвезд-хедлайнеров в ее биеннальном списке тоже нет: вместо этого де Зегер собирает коллаж из неочевидных имен, например, ее любимая русская находка — мало кому знакомая группа «Город Устинов» из Ижевска. Название «Больше света» де Зегер собирается обыграть с помощью естественного света, льющегося через большие окна Большого Манежа.

Дата проведения: 20 сентября - 20 октября 2013
Адрес: ЦВЗ Манеж, Манежная площадь, 1 
Часы работы: Ежедневно 12:00–22:00
Телефон: +7(495) 645 9277
URL: http://5th.moscowbiennale.ru/ru/program/main_project/manege.html